Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Центр развития творчества детей
и юношества
станицы Северской МО Северский
район
Тема: Практико-ориентированный
подход в реализации дополнительной краткосрочной программы
социально-педагогической направленности «Лидер»
Доклад подготовила:
Старший методист
социально-педагогической
направленности
Мартьянова
Светлана Владимировна
Ст.Северская
2019г.
Практико-ориентированный
подход в реализации дополнительной краткосрочной программы
социально-педагогической направленности «Лидер» (Слайд 1)
Национальный
проект “Образование” нацеливает нас на создание различных форм наставничества
как неотъемлемой части образовательного и воспитательного процессов. (Слайд 2)
В целях реализации
данного проекта в Северском районе была
разработана дополнительная краткосрочная образовательная программа «Лидер», цель которой - обеспечить постоянный профессиональный рост
детей - лидеров, их информированность относительно нормативной и методической
базы деятельности органов самоуправления, а также создание условий для
становления и развития личности школьников в процессе формирования активной
жизненной позиции и чувства ответственности за свой личный выбор, приобретения
опыта социально-полезной деятельности. А также подготовка наставников для лидеров
школьного ученического самоуправления. (Слайд
3)
Ценность данной программы состоит в том, что она может
реализовываться в любом образовательном
учреждении старшими вожатыми, педагогами
– организаторами, классными
руководителями и наставниками лидеров школьного самоуправления в течение учебного года или при организации летнего
отдыха.
Результатом
участия в программе должно стать увеличение шансов каждого быть лидером в избранной
им сфере деятельности .
В
программе реализуются следующие этапы наставничества: (Слайд 4)
ü Я расскажу – ты
послушаешь;
ü Я покажу – ты посмотри;
ü Сделаем вместе;
ü Сделай сам, я подскажу;
ü Сделай сам и расскажи,
что сделал.
Программа включает в
себя, различные формы обучения : деловые
и ролевые игры, творческие задания, проектирование, встречи с интересными
людьми, экспресс-опрос, тест-опрос, тренинги, «Мозговая атака», круглые столы, коллективно-творческие
дела, мастер – классы с опытными педагогами. (Слайд 5)
В процессе обучения по данной программе, участники: узнают свои внутренние
ресурсы, смогут в любых ситуациях опираться на них и значительно меньше зависеть
от других людей, научатся делать выбор в разных ситуациях и принимать ответственность
за него. Смогут намного активнее вовлекать других детей в совместную
деятельность. Научатся делиться с другими людьми и чувствовать себя способными
оказать помощь и поддержку другим. А
молодые педагоги получат опыт наставничества для работы с детьми в школьных
коллективах. (Слайд 6)
Курс
программы рассчитан на 18 часов. В
течение года можно провести 4 курса. Занятия проводятся в группе численностью
15-20 человек. Посещать данное
объединение могут учащиеся и начинающие педагоги из разных школ района. Приоритет
отдан коллективному обучению, что способствует повышению эффективности
применения полученных знаний и умений в практической деятельности в школьном
коллективе. Занятия организуются в каникулярное время (период осенних, зимних,
весенних, летних каникул).
Например, в период осенних каникул была
сформирована группа из молодых педагогов и активистов ученического самоуправления нескольких
школ района. Занятия проводились в течение 6 дней по 3 часа с 30 минутным
перерывом. Состав группы до 15 человек. Таким образом, в течение учебного года
по данной программе у нас проходит обучение до 70 подростков.
В программу
включены следующие тематические блоки: «Российское движение школьников» -
цель, направления деятельности; Основы волонтерства;
Методика проектирования коллективных дел; Эффективность развития команды; основы социальной проектной
деятельности. (Слайд 7).
На практических занятиях участники знакомятся
с методикой проведения деловых игр, круглых столов, диспутов, конференций,
акций и т.д.
В ходе реализации программы можно выделить три
последовательных этапа: подготовительный, основной и итоговый.
Подготовительный этап (Слайд 8, 9, 10) предполагает
введение в программу. На данном этапе мы развиваем навыки общения и знакомств. На подготовительный этап отводится 4,5 часа.
За это время педагог организует работу по изучению группы и проводит командообразующие упражнения.
На этом этапе к занятиям привлекается
психолог. Но если его нет в учреждении, с этой ролью может справиться и сам наставник.
На данном этапе важно наставнику совместно с участниками
группы установить правила, которые можно оформить на плакате, а затем
расписаться под ними, тем самым,
символизируя их принятие. Так происходит становление коллектива, возникновение
прочных внутренних связей. Приобретение новых качеств личности и развитие
коллектива происходит через активное включение детей и взрослых в разнообразную
деятельность.
Переходим к основному этапу. (Слайд 11-15) На этот этап отводится
наибольшее количество часов по программе – 9 часов. За это время участники приобретают необходимые знания, умения и
навыки по игровой, коллективно-творческой, организаторской деятельности,
получают необходимые знания по таким понятиям как «лидер», «лидерство»
«лидерские качества», «типы лидеров», «конфликт», «имидж лидера», «команда и
коллектив», «самопрезентация», «основы волонтерства», расширяют и закрепляют полученные ранее навыки. Процесс обучения всегда связан с
восприятием новой информации, которая лучше воспринимается, а тем более
применяется в дальнейшем в различных видах
деятельности, если с ней активно взаимодействовать. С этих позиций в
обучении группы используются формы,
предполагающие речевые сообщения и активную практическую деятельность
Итоговый этап (Слайд 16-18) предполагает
закрепление изученного материала, развивает умение участников программы самостоятельно принимать
решения, отстаивать свою жизненную позицию, жить и работать в коллективе,
принимать активное участие в коллективно-творческой и проектной деятельности. Формирует
умение управлять собой, самоанализировать, убеждать и влиять на других людей,
самостоятельно принимать решения в становлении коллектива как единого целого,
стремящегося к саморазвитию. По
программе на этот этап отводится 4,5 часа.
В конце 5-го занятия участникам программы дается
домашнее задание - разработать проект, социально ориентированный на решение актуальных
проблем жизни учреждения. На следующий день во время итогового занятия подростки
под руководством наставника дорабатывают свои проекты, а затем организуется их
коллективная защита и обсуждение. Данные проекты участники программы должны будут реализовать в
течение года в своих образовательных организациях под руководством педагога -
наставника.
Программа «Лидер»
строится на основе следующих принципов:
(Слайд 19)
·
равенство всех участников;
·
добровольное привлечение к процессу деятельности;
·
свободный выбор вида деятельности;
·
нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс
и результат деятельности;
·
развитие духа соревнования, товарищества,
взаимовыручки;
·
учет возрастных и индивидуальных особенностей.
После каждого проведенного занятия или
мероприятия наставник и участники
программы обсуждают выявленные
недостатки и подводят итоги. Во время анализа каждый участник группы высказывают
свое мнение, стараясь прислушаться к замечаниям и не повторять ошибок при
проведении следующих мероприятий. Многие из них научились не только планировать
свою работу, но и анализировать свои недостатки и прогнозировать успехи.
Возвращаясь в свои коллективы, имея навык лидерской
работы, участники программы «Лидер» чаще всего занимают активную социальную
позицию, становятся лидерами в своих коллективах, участвуют в самоуправлении
школы.
(Слайд
20 – 28)
Немаловажным условием оценки результативности, является участие школьников в мероприятиях различного уровня, от школьных до
всероссийских. А также организация в период летних каникул тематической 5-ти
дневной профильной смены в палаточном лагере «Я лидер!» для молодых
педагогов и подростков.
От нашей программы мы ожидаем следующие результаты: (Слайд 29)
ü педагоги, прошедшие обучение по программе в течение
года овладеют современными подходами в передовых педагогических технологиях воспитательного процесса; повысят уровень
профессионального мастерства педагога; научатся преодолевать затруднения в
работе с подростками; смогут реализовать социальные и социально-педагогические
проекты в социуме;
ü подростки повысят интерес к социальной и творческой
деятельности; приобретут умения и навыки (анализировать, сравнивать, обобщать,
отстаивать свою точку зрения; работать в группах; самостоятельно находить пути
решения проблем). Программа позволит повысить уровень развития ученического
самоуправления и повысить социальную активность подростков, позволит расширить
возможности для самореализации и самоопределения.
Мы надеемся, что наша программа поможет созданию
муниципального ресурсного центра для транслирования опыта наставничества в
воспитательной работе. (Слайд 30)
Комментариев нет:
Отправить комментарий